Российские банки внедряют возможность совершения операций в банкоматах с помощью смартфонов. Об этом «Известиям» рассказали представители топ-40 крупнейших по активам кредитных организаций. Сейчас такие бесконтактные платежи и переводы доступны в России лишь в 782 из 203 тыс. терминалов по приему и выдаче наличных. По оценкам экспертов, новые технологии сокращают время у банкомата на 1,5 минуты,ак 2020 году более половины различных платежей будет совершаться со смартфонов.

Крупнейшие кредитные организации запускают возможность совершения операций в банкоматах при помощи Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Чтобы совершить платеж или перевод, клиенту достаточно приложить смартфон к специальному NFC-ридеру терминала. Операции проходят в одно касание.

В Тинькофф-банке и Альфа-банке «Известиям» сообщили, что уже протестировали и внедрили возможность совершения таких трансакций. Опция доступна более чем в 382 терминалах Тинькофф-банка и в 400 — Альфа-банка.

Таким образом, сейчас такая услуга есть в 782 банкоматах из 203 тыс. по всей России. До конца года Альфа-банк планирует переоборудовать под бесконтактные операции еще 700 аппаратов. Всего принимать переводы и платежи со смартфонов будут 2,4 тыс. из 3,7 тыс. банкоматов этой кредитной организации.

Сбербанк и банк «Русский стандарт» сейчас тестируют бесконтактные операции со смартфонов в своих банкоматах. В ВТБ, банке «Открытие», Московском кредитном банке, Почта-банке и Уральском банке реконструкции и развития «Известиям» сообщили, что трансакции с помощью Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay будут доступны в их банкоматах в 2021 году.

В терминалах по снятию наличных большинства опрошенных «Известиями» кредитных организаций с помощью смартфона можно будет совершать те же операции, что и с обычной картой. В одно касание будут доступны переводы между счетами, внесение и снятие наличных, оплата услуг. Впрочем, в Сбербанке бесконтактным путем нельзя будет сменить пин-код на карте, а в Почта-банке при помощи Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay можно будет только вносить и снимать наличные.

Примеру крупнейших банков последуют и другие кредитные организации, которые хотят заполучить новых клиентов и удержать действующих, считает советник предправления ассоциации «Финансовые инновации» Мурад Салихов.

Бесконтактные банкоматы значительно экономят время клиента по сравнению с трансакциями, совершаемыми с помощью карты, отметили в пресс-службе ВТБ. Операции со смартфоном позволят сократить время пользования банкоматом примерно на 1,5 минуты, именно столько требуется терминалу на считывание карты и на последующие операции, добавил Мурад Салихов.

В Сбербанке отметили, что такие операции безопаснее: клиент не забудет карту в банкомате.

Особенно бесконтактные терминалы нужны клиентам, которые привыкли платить с помощью телефона, добавил начальник управления по развитию систем самообслуживания блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Максим Дерешин.

По прогнозам замдиректора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, в 2020 году более половины платежей будет совершаться с помощью смартфона. По ее словам, уже сейчас 35% клиентов банков предпочитают расплачиваться бесконтактным способом. В течение двух-трех лет распространение банкоматов нового поколения будет практически повсеместным, полагает директор по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антон Граборов.

По словам представителей Почта-банка, для переоборудования банкоматов под бесконтактные операции достаточно оснастить АТМ NFC-ридером. Максим Дерешин отметил, что затраты кредитных организаций на это несущественны. Стоимость одного NFC-ридера составляет 24 тыс. рублей.

Операции с помощью смартфонов в банкоматах распространены в мире, в том числе в США и странах Евросоюза.

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ