Когда мы в магазине прикладываем карту к терминалу оплаты, терминал говорит «Успешно», пробивается чек, и мы уходим с покупками. Обычно от момента оплаты до подтверждения платежа проходит пара секунд, и за это время происходит много событий.
Сегодня расскажем про то, как это работает и почему оплата иногда может зависнуть в процессе.
Что такое NFC
Бесконтактная оплата — это когда нам не нужно вставлять карту в терминал оплаты или даже касаться его: достаточно поднести карту на расстояние 1–2 см, и всё сработает. Это возможно благодаря чипу NFC — именно он отвечает за бесконтактную магию.
NFC —это аббревиатура от Near Field Communication, что можно перевести как «взаимодействие близкого поля». Это похоже на то, как работает брелок от домофона:
Получается, что чипу NFC на карте не нужно внешнее питание — он получает его из магнитного поля терминала и сразу начинает работать. Если магнитного поля нет — карта ничего не делает. По этой причине если просто поднести карту к неактивному терминалу, то ничего не произойдёт — потому что нет магнитного поля.
Платёжная система
Чтобы проходили платежи по картам, нужна платёжная система: это посредник, который помогает обмениваться деньгами между банками. В России это система «Мир».
Платёжная система работает так:
Передача данных с карты
Когда мы подносим карту к терминалу и оплачиваем покупки, то с карты отправляются на терминал не деньги, а токен. Токен — это последовательность символов, которая что-то значит для отправителя и получателя. В нашем случае в токене содержится зашифрованная информация о платёжной системе и номере карты.
Современные NFC-чипы каждый раз генерируют новый токен — в нём содержится вся та же самая информация, но зашифрованная разными ключами. Это делается для того, чтобы злоумышленники не смогли перехватить один раз сигнал с карты и использовать его для постоянной оплаты в любых магазинах.
Проверка токена
Терминал, получив токен, сразу его проверяет — соответствует ли он стандартному банковскому токену или это что-то другое. Если соответствует — токен идёт дальше по процессу, а если нет — терминал даже не пытается связаться с банком и сразу выдаёт ошибку.
Самый наглядный пример проверки токена — если убрать карту слишком быстро или поднести её на пределе возможностей магнитного поля. В этих случаях терминал не сможет получить полный токен и покажет ошибку «Карта не читается».
Отправка токена в банк
Если с токеном всё в порядке, терминал через платёжную систему связывается с банком и отправляет токен ему. Это самая долгая часть оплаты — если всё работает через мобильный интернет, то это может занять до пары минут. Всё это время терминал старается установить безопасную связь с банком, который обслуживает этот терминал.
Если за три попытки связь установить не получается или в процессе что-то пошло не так, терминал покажет ошибку «Нет связи с банком». Как только терминал получил такую ошибку, он удаляет токен из памяти — даже если связь появится сразу после ошибки, старого токена уже не будет и надо заново прикладывать карту. Поэтому не нужно бояться, что пройдёт двойная оплата — в банк отправляется последний токен.
Токен пришёл в банк продавца
Когда банк получает токен, он его расшифровывает и узнаёт такое:
Как только банк получил из токена эти данные, он отправляет запрос в платёжную систему:
— Слушай, тут клиент банка такого-то хочет купить что-то за 5700 рублей. Вот реквизиты карты. Одобряешь операцию?
Платёжная система проверяет эти сведения и связывается с банком-эмитентом — тем, кто выдал карту. Тот может отправить несколько вариантов ответа. Например:
Обратите внимание, что среди ответов нет информации о номере счёта или балансе. Дело в том, что баланс клиента — это его личное дело с банком. Банк может давать кредит или подключать овердрафт, и об этом никто не обязан знать. Для внешнего мира банк говорит либо «Да, одобряю», либо «Нет, отклоняю».
И ещё интересное: деньги блокируются, но пока что не переводятся с вашего счёта.
Печать слипа
Ответ платёжной системы записывается в память платёжного терминала, а ещё из него вылезает маленький чек — слип. На слипе пишут информацию о транзакции: её дату, время, идентификационный номер. Это нужно на случай технического сбоя, чтобы потом можно было вернуть деньги.
Слип подтверждает, что совершилась такая-то транзакция с таким-то результатом. Это ещё не подтверждение покупки, это лишь факт обмена данными с платёжной системой.
Обмен деньгами
Ночью платёжная система сверяет все расчёты и составляет ведомость: кто кому сколько задолжал. Эта информация отправляется в банки, и уже они обмениваются деньгами. Платёжная система выставляет счёт на комиссию с каждого банка.
На этом этапе платёжная система заодно может посчитать какие-нибудь бонусы, промоакции, кешбэки и что там они ещё себе придумают. В мобильном приложении эти данные будут сразу, но фактически деньги и кешбэки придут только ночью.
В этот момент деньги фактически списываются с вашего счёта.
Такой порядок полезен, чтобы ловить мошенников, выявлять массовые списания, а также чтобы было легко отменять ошибочные операции. Например, если продавец ввёл неправильную сумму и провёл транзакцию, он может сразу же её отменить и провести новую, и к концу дня у вас фактически будет один платёж, а не три.
Могут ли списать деньги с карты в толпе, если у тебя есть NFC-считыватель?
Нет, это старая страшилка из интернета.
Для снятия денег нужен не NFC-считыватель, а банковский терминал. Даже если взять его и так списывать суммы меньше тысячи рублей (чтобы не вводить пин-код), то схема быстро перестанет работать, а все украденные деньги вернутся назад.
Дело в том, что сейчас при каждой такой оплате клиенту приходит СМС-уведомление или пуш в личном кабинете банка. Если человек не совершал эту операцию, он может её заблокировать и пожаловаться в банк.
Каждая такая жалоба разбирается службой безопасности банка: они связываются с банком, который выдал терминал, и узнают, в чём дело. Если владелец терминала не сможет предоставить в банк реальные доказательства продажи, все платежи отменятся, терминал заблокируют, владельца терминала внесут в чёрный список, а то и могут возбудить какое-нибудь дело.
Что такое бесконтактная оплата, как ее настроить и пользоваться
Бесконтактная оплата — это технология оплаты покупок, которая не требует ввода PIN-кода и непосредственного контакта с терминалом. Изначально бесконтактная оплата появилась как одна из функций платежных карт, но не так давно она стала доступна на телефонах и других умных гаджетах. В данной статье мы подробно расскажем, что такое бесконтактная оплата, как ее настроить на телефоне и как использовать для рассчетов.
Возможности бесконтактных платежей активно используют многие компании, устанавливая в своих магазинах специальные терминалы. Подобная технология значительно сокращает время, затрачиваемое на обслуживание клиента. Покупателю достаточно прислонить банковскую карту или смартфон к считывающему устройству, а после дождаться звукового сигнала.
Такая система совершения оплаты работает благодаря специальному чипу, встроенному в пластиковую карту или другое устройство. Наиболее популярными являются следующие модули:
Что касается смартфонов, но в них практически всегда устанавливаются модули NFC. Во-первых, они более компактные. А во-вторых, стоимость производства подобных чипов совсем не большая.
Как настроить бесконтактную оплату на телефоне
Настроить бесконтактную оплату на телефоне проще простого, однако начинающий пользователь может столкнуться с некоторыми проблемами. Первоначально нужно проверить, поддерживает ли смартфон бесконтактные платежи. Так как если в устройстве отсутствует модуль NFC, то и пытаться использовать телефон в качестве банковской карты бессмысленно.
Но, если нужный модуль присутствует, то вы можете настроить бесконтактную оплату следующим образом:
Теперь, когда NFC активирован, можно переходить непосредственно к добавлению карты в специальные сервисы. Обычно на каждом телефоне, поддерживающем бесконтактные платежи, присутствует фирменная программа Google Pay. Это универсальный сервис, соответствующий всем стандартам качества и безопасности. Если же такого приложения на вашем смартфоне нет, то его необходимо установить из Google Play.
После установки и запуска Google Pay нужно выполнить следующее:
К приложению Google Pay можно привязать несколько карт, а после выбирать нужную при совершении платежа. Также для оплаты вы можете использовать и другие программы, например, Samsung Pay и Mi Pay. Эти сервисы отлично подойдут для владельцев смартфонов от Samsung и Xiaomi.
Как пользоваться бесконтактной оплатой с телефона
После включения NFC и настройки Google Pay можно начинать пользоваться бесконтактной оплатой. Для этого на кассе вам нужно сообщить, что вы хотите оплатить картой. После этого разблокируйте телефон и поднесите его к терминалу. Если оплата пройдет успешно, то на экране телефона появится синяя галочка. Иногда для завершения оплаты может потребоваться, повторная разблокировка устройства или ввод PIN-кода. Как правило, такое происходит при оплате крупных покупок.
Если терминал не реагирует и оплата не проходит, то возможно вы неправильно размещаете телефон. Попробуйте сместить телефон так, чтобы антенна NFC оказалась прямо над терминалом. Если же бесконтактная оплата все равно не работает, то обратитесь в поддержку вашего банка.
Таким образом, бесконтактная оплата – это специальная технология, позволяющая совершать платежи на расстоянии. После несложной настройки пользователю достаточно прислонить телефон или банковскую карту к терминалу, дождаться звукового сигнала и получить чек.
Основатель проекта «Смартфонус» и автор более 2000 статей на тему ИТ для разных сайтов.