Эмулятор RFID на Arduino / Хабр

Аппаратное обеспечение

Как я уже сказал, эмулятор должен быть собран на доступных комплектующих, которые можно легко достать. Для начала рассмотрим схему эмулятора.

У нас есть колебательный контур, который мы будем замыкать в определённое время транзистором и таким образом в считывателе будет изменяться ток, и он будет получать передаваемые данные. Самым сложным для нас в этой связке остаётся настроенный на частоту 125 кГц колебательный контур.

И есть очень простое решение, откуда его можно взять. В продаже существует считыватель RFID-меток для Arduino RDM6300. Считыватель стоит сущие копейки, а у него в комплекте уже идёт антенна, а резонансный конденсатор уже распаян на плате. Таким образом, по сути считыватель нам нужен только для двух деталей: катушки и резонанстного конденсатора.

Считыватель RDM6300 и расположение резонансного конденсатора.

Я купил этот считыватель за какие-то копейки, которые несоизмеримы с трудами по намотке и настройке антенны. Самая сложная операция у нас — это отпаять данный конденсатор и припаять его на монтажную плату. Верю, что с ней справиться даже школьник младших классов.

Схема в сборе.

Ну и посмотрим крупным планом, как это всё выглядит. Я специально под конденсатор выделил отдельную платку, там он припаян прямо на монтажные иголки, которые вставлены в этот матрац.

Для того, чтобы проверять работу эмулятора, изначально я думал использовать тот же RDM6300 (купил их два). И даже по началу так и делал, но потом решил, что это как-то не серьёзно, одной Ардуиной отлаживать другую, и разорился на заводской считыватель.

Заводской считыватель.

Взводим таймер

Наиболее полно всю физику процесса и принцип работы я рассказал в

, поэтому настоятельно рекомендую с ней ознакомиться. Однако для понимания того, что я делаю немного освежу некоторые моменты.

Напомню, что у EM4102 используется схема Манчестерского кодирования. Когда идёт модуляция EM4102 протокола, время передачи одного бита может составлять 64, 32 или 16 периодов несущей частоты (125 кГц).

Проще говоря, при передаче одного бита, у нас меняется значение либо единицы на нуль (при передаче нуля), либо с нуля на единицу (при передаче единицы). Соответственно, если мы выбираем для передаче одного бита информации 64 периода несущей частоты, то для передачи “полубита” нам нужно будет 32 периода несущей частоты. Таким образом каждый полубит должен меняться с частотой:

f=125000/32 = 3906,25 Гц

Период этого “полубита” будет равен 256 мкс.

Теперь нам нужно посчитать таймер, чтобы он нам дёргал ногу с данной частотой. Но я стал так ленив, что открыв даташит и начав зевать, решил найти какое-то готовое решение. И оказалось, что есть готовые расчёты таймеров, только вбивай свои данные. Встречайте: калькулятор таймера для Ардуино.

Нам необходимо только забить частоту таймера 3906 Гц, и нам сразу сгенерируют готовый к использованию код. Ну не чудо ли!

Обратите внимание, что частоту я вводил целыми, а он её посчитал дробными и именно ту, которая нам и нужна. Код инициализации таймера у меня получился следующий:

void setupTimer1() {
  noInterrupts();
  // Clear registers
  TCCR1A = 0;
  TCCR1B = 0;
  TCNT1 = 0;

  // 3906.25 Hz (16000000/((4095 1)*1))
  OCR1A = 4095;
  // Prescaler 1
  TCCR1B |= (1 << CS10);
  // Output Compare Match A Interrupt Enable
  TIMSK1 |= (1 << OCIE1A);
  interrupts();
}

Гениально, просто, лаконично.

Вектор прерывания для вывода устроен тоже очень просто. Напоминаю, что нам необходимо делать переход с единицы на нуль в случае передачи нуля, и с нуля на единицу, в случае передачи единицы (смотрите рисунок для понимания). Поэтому смотрим, что мы сейчас передаём и в каком месте “полубита” находимся, постепенно считывая из массива data все данные.

ISR(TIMER1_COMPA_vect) {
        TCNT1=0;
	if (((data[byte_counter] << bit_counter)&0x80)==0x00) {
	    if (half==0) digitalWrite(ANTENNA, LOW);
	    if (half==1) digitalWrite(ANTENNA, HIGH);
	}
	else {
	    if (half==0) digitalWrite(ANTENNA, HIGH);
	    if (half==1) digitalWrite(ANTENNA, LOW);
	}
    
	half  ;
	if (half==2) {
	    half=0;
	    bit_counter  ;
	    if (bit_counter==8) {
	        bit_counter=0;
	        byte_counter=(byte_counter 1)%8;
		}
	}
}

Замок с радиочастотной идентификацией на базе nfc контроллера pn532

Привет друзья.

В данной теме пойдет речь о конфигурации микроконтроллера через UART (Universal Asynchronous Receiver-Transmitter) интерфейс. А рассмотрим мы это на примере MQTT логгера. В данном случае, это будет логгер температуры. Мне это устройство потребовалось на работе, даже не мне, а моим коллегам, и оно действительно работает и приносит огромную пользу т.к контроль температуры производится совместно с отличной, на мой взгляд, системой мониторинга Zabbix с оперативными оповещениями, построением графиков, блэк-джеком и… Подробнее о дружбе Arduino и Zabbix можно почитать тут

Но как всегда, есть нюансы. А заключаются они в том, что в будущем, обслуживать армию мелких контроллеров придется людям, которые заняты своими задачами и им попросту некогда изучать Arduino, не говоря уже о серьезных альтернативах, разбираться в том, как прописать нужные значения переменных в программу и загрузить её в микроконтроллер. Все настройки необходимо производить быстро, с явным указанием изменяемого параметра и его значения. Ровно также, как это делается с любым промышленным оборудованием.

И тут на помощь приходит UART

Микросхема UART to USB имеется в большинстве плат семейства Arduino, а там, где её нет, обычно выведены соответствующие “пины”. И все это очень облегчает жизнь т.к позволяет общаться с контроллером, просто подключив его к компьютеру напрямую или через переходник, благо их везде навалом, да и стоят они как пачка семечек. Остается только запустить любой терминал, который умеет доставлять в конец строки символ “перевод строки”, что известен в народе как “n”, а в ASCII таблице имеет номер 0A.

Кстати, в Serial мониторе Arduino IDE выставить символ конца строки можно так

Ну а дальше только, что и остается, как общаться с устройством на той стороне. И тут мы переходим к основному алгоритму программы. Но перед этим хочу отметить, и это ВАЖНО, что за любое упрощение жизни, всякие красивости и прочее, приходиться платить, и цена довольно высока! В данном случае, это ОЗУ микроконтроллера. Поэтому не раскатываем губы, а если очень хочется, то берем следующий по характеристикам микроконтроллер. А начинать мы будем с ATmega328P, что известен в народе как Arduino UNO, Arduino Nano, IBoard v1.1 и т.д по списку. Заканчивать Вы можете чем угодно, хоть ATmega2560, ESP8266 или ESP32. В противном случае, производим оптимизацию кода, отказываемся от громоздких библиотек, или вообще, от Arduino IDE.

Что мы хотим получить

Вся конфигурация микроконтроллера должна храниться в энергонезависимой памяти (ПЗУ) известной нам как EEPROMM.

Если в ПЗУ конфигурация отсутствует, необходимо иметь резервный план. И им станет сброс конфигурации на настройки по умолчанию. Это поведение знакомо всем, особенно по домашним дешевым маршрутизаторам, а значит, интуитивно понятно.

Выводить справку при начале общения пользователя и устройства, на мой взгляд, как манеры высшего общества. Контроллер должен представляться и сообщать всю необходимую информацию о себе и о том, как с ним вести диалог.

Все команды должны быть просты и иметь не двусмысленное значение.

И конечно, мы должны иметь возможность просмотра текущего состояния датчиков или процессов, которыми занимается устройство в свободное от общения с нами время.

Как сохранять конфигурацию в EEPROM

Пожалуй, стоит начать с того, как сохранить конфигурацию микроконтроллера в энергонезависимую память. Для этих целей, в стандартный набор инструментов Arduino IDE входит библиотека для работы с EEPROM.

#include <EEPROM.h>

На данный момент нас интересуют две функции, это чтение и запись

EEPROM.get(address, variable);
EEPROM.put(address, variable);

Обе принимают два параметра:

Адрес, начиная с которого будет произведено чтение или запись данных в память

Переменная чье содержимое надо сохранить или в которую нужно из памяти прочитать

Особенность работы этих функция заключается в том, что в зависимости от типа переданной им переменной во втором параметре, будет произведено чтение или запись ровно того количества данных которое соответствует размеру типа этой самой переменной. На простом языке это означает, что если переменная variable будет иметь типа byte, то и работать мы будем с объемом памяти в 1 байт. И тоже самое произойдет с абсолютно любым типом данных пока мы не упремся в размеры самого EEPROM или ОЗУ микроконтролера. Из этого всего следует, что мы можем создать свой собственный тип данных, разместить в нем необходимую нам информацию и всего лишь двумя функциями помещать его в память и извлекать обратно.

И в этом нам поможет пользовательский составной тип – структура (struct). Данный тип позволяет объединить в себе различные типы данных, упорядочить их и присвоить им понятные имена.

Это общий пример для большего понимания, как объединить несколько типов данных в одной структуре, получить к ним доступ, записать и прочитать их из EEPROM.

Наша структура будет немного сложнее, но суть остается той же самой.

// Дополнительная структура описывающая IPv4 адреса
struct addres {
byte a;
byte b;
byte c;
byte d;
};

// Структура объекта конфига для хранения в EEPROM
struct configObj {
addres ip;
addres subnet;
addres gateway;
addres dns;
byte mac[6];
byte hex;
char server[40];
char topic[40];
} config;

Данная структура хранит сетевые настройки для работы с Ethernet модулем (w5100 и выше) Arduino, базовые настройки для связи с MQTT брокером. Сразу при описании структуры мы объявили новую переменную с именем config с типом нашей структуры.

ВАЖНО: кроме наших данных в структуре имеется дополнительная переменная с именем hex. Её задача, это контроль наличия наших данных в EEPROM. Она всегда должна содержать одно и тоже значение. Представьте ситуацию, что вы взяли контроллер в EEPROM которого находится какая-либо информация (может там чисто, но мы этого не знаем наверняка) и мы прочитаем данные и поместим их в нашу переменную. В итоге мы получим данные которым нельзя доверять, а что еще хуже, это если эти самые данные нарушат работу внешнего оборудования.

Более правильным, на мой взгляд, будет проверка значений по конкретно определенным адресам. Например, мы знаем, что в 16 байте должно быть значение 0xAA и если оно действительно там, то мы убеждаемся, что это наша информация. Естественно, что контрольных точек может быть несколько и разумеется с разными значениями, это увеличит гарантию того, что данные являются нашими, но 100% гарантии не даст. Для более серьезных проектов есть более серьезные методы, например, подсчет контрольной суммы всего набора данных.

Также структура может иметь вложенные структуры, у нас ими являются: ip, subnet, gateway, dns. Вы можете отказаться от такого варианта и записывать данные просто в массив байт, как это было сделано с MAC адресом. Естественно, что обращаться к этим полям нужно по-разному.

Запись данных в поле subnet

config.subnet = {255, 255, 255, 0};

Запись данных в поле mac

byte mac[] = {0x00, 0xAA, 0xBB, 0xCC, 0xDE, 0x02};
memcpy(config.mac, mac, 6);

С записью данных в поле server все еще проще

config.server = “mqtt.nfcexpert.ru”;

Функция, которая возвращает нашу структуру данных с полностью заполненными полями.

// Начальный конфиг
configObj defaultConfig() {
configObj config = {
{192, 168, 0, 200},
{255, 255, 255, 0},
{192, 168, 0, 1},
{192, 168, 0, 1},
{0x00, 0xAA, 0xBB, 0xCC, 0xDE, 0x02},
0xAA, // Не трогать! Используется для проверки конфигурации в EEPROM
F(“mqtt.nfcexpert.ru”),
F(“arduino/serial/config”)
};
return config;
}

К примеру, два последних значения записывать не обязательно, тогда эти поля останутся пусты если использовать данную функцию для возврата к “заводским” настройкам.

Вот пример того, как используя описанную нами структуру, мы проверяем целостность настроек в EEPROM и в случае не совпадения hex значений, загружаем настройки по умолчанию.

const byte startingAddress = 9;
bool configured = false;

void loadConfig() {
EEPROM.get(startingAddress, config);
if (config.hex == 170) configured = true;
else config = defaultConfig();
configEthernet(); // Функция производящая настройку сети
}

Как контроллеру начать понимать, что от него хотят

В Arduino имеется функция, вызываемая каждый раз, когда в передаваемый буфер данных попадает знакомый нам символ перевода строки.

void serialEvent() {
// Вызывается каждый раз, когда что-то прилетает по UART
// Данные передаются посимвольно. Если в строке 100 символов, то функция будет вызвана 100 раз
}

И в контексте обсуждаемой нами программы, мы можем представить ее в следующем виде

void serialEvent() {
  serialEventTime = millis();
  if (console.available()) {
    char c = (char)console.read();
    if (inputCommands.length() < inputCommandsLength) {
      if (c != ‘n’) inputCommands = c;
      else if (inputCommands.length()) inputCommandsComplete = true;
    }
  }
}

Её задача, символ за символом, собрать в кучу все переданные нами данные и при получении заветного символа перевода строки (именно он даст нам понять, что передача сообщения завершена) сообщить, что команда получена и передать накопленный буфер данных своей напарнице по цеху.

Но перед тем как это сделать стоит рассмотреть альтернативную ветку развития событий, а именно тот факт, что нам попросту могут прислать огромную, кучу шлака без волшебного символа, а раз могут, значит рано или поздно пришлют. И мы бесполезно потратим ценные ресурсы микроконтроллера, что может привести к непредсказуемым результатам в дальнейшем. Поэтому, в логику функции, мы добавим дополнительное ограничение на количество переданных символов, если оно достигнуто, то попросту перестаем воспринимать последующие данные.

Останется только избавиться от них, и самым удобным моментом будет, когда этот поток шлака прекратиться. Чтобы об этом узнать мы будем запоминать время, когда пришел каждый из символов переданной строки перезаписывая соответствующую временную переменную данными о следующем символе и т.д пока поток не иссякнет. И как только расхождение текущего времени CPU и времени, когда поступил последний символ превысит некоторое значение, пусть это будет 1 секунда, мы очистим нашу память. Этот простой механизм напоминающий амнезию позволит избавить нас от лишних проблем.

Переменная отвечающая за размер принимаемого буфера

const byte inputCommandsLength = 60;

Теперь можно переходить к напарнице предыдущей героини и, по совместительству, основной рабочей лошадки – функции обрабатывающей адекватно полученные данные.

void serialEventHandler() {
// вызывается в loop и проверяет взведена ли переменная inputCommandsComplete
// в полученных данных пытается распознать команды
}

По началу я хотел описать данную функцию в упрощенном варианте, но в процессе понял, что ничего хорошего из этого не выйдет, и я решил описать только ключевые моменты, но их будет достаточно, на мой взгляд.

Разбор serialEventHandler

Полученные данные будут переданы нам в переменной inputCommands с типом String

В первую очередь стоит почистить ее от лишних пробельных символов. Они часто встречаются в начале и в конце строки если пользователь копирует текст, а не набирает его самостоятельно. Это распространенная ситуация, приводящая к отказу принятия команды и бороться с ней очень просто.

inputCommands.trim();

Далее стоит отсеять команды, не несущие никакой динамической информации, например, help, restart, reset и т.п это предписывающие команды которые заставляют контроллер выполнять строго описанные функции без вмешательства в их работу.

if (inputCommands == F(“help”)) {
consoleHelp();
} else if (inputCommands == F(“restart”)) {
resetFunc();
} else {
// Все сложные команды обрабатываются в этом блоке
}

Как Вы видите, все очень просто и скучно. Но не в том случае если команда динамическая, то есть содержит не только саму команду (заголовок) но и полезную нагрузку (параметр) которая может меняться раз от раза. Простой пример это команда изменения ip адреса и её варианты:

ip 37.140.198.90

ip 192.168.0.244

ip 10.10.10.88

В данном случае, нам стоит понять, относится ли данная команда именно к ip адресу. Для этого в наборе String имеется отличный метод, позволяющий производить сравнение переданного ему параметра с началом строки.

if (inputCommands.startsWith(F(“ip”))) {
// Строка inputCommands начинается с пары символов “ip”
}

Если все идет так, как мы задумали, то нам стоит отделить динамическую часть – наш параметр, от заголовка и получить полезную нагрузку. В этом нам поможет, опять же из набора String, метод substring позволяющий получать часть строки с указанием начального и конечного символа подстроки. Последний параметр указывать не обязательно и в таком случае мы получим всю строку начиная с указанного символа.

inputCommands.substring(4)

В данном случае начиная с 4-его и заканчивая последним. И как Вы успели заметить, отсчет мы начинаем не с третьего символа, что соответствует нашей строке без вступительного “ip”, а на один больше т.к между заголовком и параметром имеется разделяющий символ в виде пробела.

Далее, полученную строку мы передадим в функцию, занимающуюся разбором на компоненты и принимающую следующие параметры:

Указатель на переменную с типом char, для этого нам потребуется преобразовать наш тип String

Символ разделителя, что для IPv4 является точка “.”

Указатель на массив типа byte, которому будет присвоен результат разбора

Количество искомых элементов в строке

И система счисления, подразумеваемая в качестве исходной для записи элементов подстроки

/*
Парсинг
https://stackoverflow.com/questions/35227449/convert-ip-or-mac-address-from-string-to-byte-array-arduino-or-c
*/
void parseBytes(const char* str, char sep, byte* bytes, int maxBytes, int base) {
for (int i = 0; i < maxBytes; i ) {
bytes[i] = strtoul(str, NULL, base);
str = strchr(str, sep);
if (str == NULL || *str == ”) break;
str ;
}
}

В нашем случае выглядеть это будет следующим образом

byte ip[4];
parseBytes(inputCommands.substring(4).c_str(), ‘.’, ip, 4, 10);

А дале все становится еще проще, попросту проверить попадает ли наш ip адрес, в список правильных адресов. И самой простой проверкой послужит проверка первого байта адреса на несоответствие не угодным нам сетям (0, 127, 255)

if (ip[0] != 127 and ip[0] != 255 and ip[0] != 0) {
// Производим необходимые нам действия с ip адресом, например, запись в конфиг
config.ip = {ip[0], ip[1], ip[2], ip[3]};
}

Вы в праве реализовать собственные проверки, какие только душе угодны.

Также хотелось бы отметить, что обрабатывать некоторые параметры проще и быстрее через их короткие записи. К таким можно отнести маску подсети устройства. Например, привычный дня нас адрес 192.168.0.1 с маской подсети 255.255.255.0 можно записать в виде 192.168.0.1/24, где цифра 24 указывает нашу подсеть в краткой форме. А, следовательно, мы можем записать несколько кратких форм масок подсети в следующем виде:

subnet 255.255.255.0 или subnet 24

subnet 255.255.0.0 или subnet 16

subnet 255.0.0.0 или subnet 8

Это основные маски, и я не описывал все существующие т.к в этом нет нужды, но если Вам интересно, то почитать про них можно в wikipedia.

if (inputCommands.startsWith(F(“subnet”))) {
    String input = inputCommands.substring(8);
    if (input == F(“24”))      config.subnet = {255, 255, 255,   0};
    else if (input == F(“16”)) config.subnet = {255, 255,   0,   0};
    else if (input == F(“8”))  config.subnet = {255,   0,   0,   0};
    else {
// Все остальные маски попадают в этот блок
        byte subnet[4];
        parseBytes(input.c_str(), ‘.’, subnet, 4, 10);
config.subnet = {subnet[0], subnet[1], subnet[2], subnet[3]};
    }
}

MAC адрес хранится у нас в виде массива байт. Его перезапись другим массивом производится с помощью функции memcpy

if (inputCommands.startsWith(F(“mac”))) {
byte mac[6];
parseBytes(inputCommands.substring(4).c_str(), ‘:’, mac, 6, 16);
memcpy(config.mac, mac, 6);
}

Изменение адреса MQTT сервера

if (inputCommands.startsWith(F(“server”))) {
String server = inputCommands.substring(8);
server.trim();
if (server.length() < 40) server.toCharArray(config.server, 40);
}

В принципе теперь понятно, как производить получение, разбор и сохранение конфигурации в EEPROM микроконтроллера.

Как это выглядит на практике

Заливаем программу в микроконтроллер и подключаемся к Arduino по usb или через переходник. Открываем терминал и нас приветствуют краткой справкой с описанием доступных команд.

– —————————————————————————————
# Sensor with data sending to mqtt server (c) nfcexpert.ru
# Use the “config” command to view the current configuration
# To change the configuration, specify the parameter name and its new value with a space,
# for example “ip 192.168.0.200”, “subnet 255.255.255.0” or “mac AA:BB:CC:DD:EE:FF”
# You can also specify a subnet using the mask 24, 16 or 8
# Additional commands:
# sensors – view current data from sensors
# config – view current configuration
# save – saves the current configuration
# reset – resets all settings
# restart – restarts the device
# eeprom clear – removes all contents of eeprom
# help – view this help
– —————————————————————————————

Т.к. в EEPROM микроконтроллера не была обнаружена конфигурация (волшебный hex байт нам подсказал), то были задействованы стандартные настройки. Просмотреть текущую конфигурацию можно командой config

config
# ip: 192.168.0.200
# subnet: 255.255.255.0
# gateway: 192.168.0.1
# dns: 192.168.0.1
# mac: 00:AA:BB:CC:DE:02
# server: mqtt.nfcexpert.ru
# topic: arduino/serial/config

чтобы изменить значение любого из этих параметров необходимо передать имя параметра и его новое значение, разделенные между собой пробелом.

ip 10.10.10.99
# ok
gateway 10.10.10.1
# ok
dns 10.10.10.1
# ok

После окончания конфигурации необходимо сохранить настройки и если были затронуты критические параметры, например, сеть, то перезапустить Arduino соответствующей командой.

save
# ok
restart
# ok
# restarting device…

Если параметр был успешно принят, то контроллер ответит нам “ok”, а в противном случае ругнется.

ip 127.0.0.1
# bad ip

Также мы получим негативный ответ если команда не была распознана.

qwerqwer1243
# bad command

С остальными командами Вы разберетесь самостоятельно.

Исходник: MQTT_CLIENT_328_SERIAL_CONFIG.zip

PS: в общем то это статья родилась только для того, чтобы в соседнем форуме с системой мониторинга Zabbix появилась ссылка на устройство, но я надеюсь, что она также станет полезна любителям домашней автоматизации и не только.

Испытания

Как говориться, лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать. Специально для вас записал кино о работе этого эмулятора. Хотел его протестировать на реальном железе, и попробовать пробраться в офис с помощью Arduino, но с проклятой пандемией туда не пускают. Поэтому натурные испытания придётся смотреть на столе, в лабораторных условиях.

Обзор rfid модуля rc522

Радиочастотная идентификация (RFID) — это технология бесконтактной идентификации объектов при помощи радиочастотного канала связи. Идентификация объектов производится по уникальному идентификатору, который имеет каждая электронная метка. Считыватель излучает электромагнитные волны определенной частоты. Метки отправляют в ответ информацию – идентификационный номер, данные памяти и пр.

Рисунок 1. RFID модуль RC522

Преимущества технологии RFID:

Существует большое разнообразие RFID-меток. Метки бывают активные и пассивные (без встроенного источника энергии, питаются от тока, индуцированного в антенне сигналом от ридера). Метки работают на разной частоте: LF (125 – 134 кГц), HF (13.56 МГц), UHF (860 – 960 МГц). Приборы, которые читают информацию с меток и записывают в них данные, называются ридерами (считывателями).  В проектах Arduino в качестве считывателя очень часто используют модуль RFID-RC522 (рисунок 1). Модуль выполнен на микросхеме MFRC522 фирмы NXP, которая обеспечивает работу с метками HF (на частоте 13,56 МГц). В комплекте с модулем RFID-RC522 идут две метки, одна в виде карты, другая в виде брелока.

Перевод данных для передачи


Тут тоже следует освежить в памяти форматы данных, хранимые на карте. То, в каком виде они записаны. Давайте на живом примере.

Предположим у нас есть карта, но нет ридера. На карте написан номер 010,48351.

Реальная карта с номером 010, 48351.

Как этот номер нам перевести в тот серийный номер, который записан на карте? Достаточно просто. Вспоминаем формулу: переводим две части числа отдельно:

010d = 0xA
48351d = 0xBCDF

Итого, серийный номер у нас получается: 0xABCDF. Проверим его, считываем карточку считывателем (он читает в десятичном формате), получаем число:

0000703711


Переводим его любым калькулятором в хекс-формат и получаем снова: 0xABCDF.

Вроде пока просто, погодите, сейчас мозги придётся поднапрячь. Напомню формат данных, которые лежат на самой карте.

Проговорю словами:

  1. Вначале идут девять единиц заголовка.
  2. Младшие пол байта ID клиента.
  3. В конце бит чётности.
  4. Вторые пол байта ID клиента.
  5. Бит чётности.
  6. Младшие пол байта нулевого байта серийного номера.
  7. Бит чётности
  8. Старшие пол байта данных байта нулевого байта серийного номера.
  9. Точно так же все остальные данные, передаются ниблами и оканчиваются битом чётности
  10. Самое сложное. Теперь все эти 10 нибблов по вертикали точно так же вычисляется бит чётности (прямо как в таблице).
  11. Завершает всё это безобразие стоп бит, который равен всегда нулю.


Итого у нас получается 64 бита данных (это из пяти байт!). В качестве ремарки, мой считыватель не читает ID-клиента, и я его принимаю равным нулю.

Что такое бит чётности? Это количество единиц в посылке: если оно чётное, то бит чётности равен нулю, если нет, то единице. Проще всего рассчитать его, просто обычным XOR.

На самом деле я долго думал, как элегантнее сделать пересчёт серийного номера в посылку, да так чтобы это занимало меньше места в микроконтроллере. Поэтому набросал небольшую програмку, которая это делает. Программу можно посмотреть под спойлером.

Тестовая программа перевода серийника в данные

#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
#include <stdint.h>

#define BYTE_TO_BINARY_PATTERN "%c%c%c%c%c%c%c%c"
#define BYTE_TO_BINARY(byte)  
  (byte & 0x80 ? '1' : '0'), 
  (byte & 0x40 ? '1' : '0'), 
  (byte & 0x20 ? '1' : '0'), 
  (byte & 0x10 ? '1' : '0'), 
  (byte & 0x08 ? '1' : '0'), 
  (byte & 0x04 ? '1' : '0'), 
  (byte & 0x02 ? '1' : '0'), 
  (byte & 0x01 ? '1' : '0') 

#define NYBBLE_TO_BINARY_PATTERN "%c%c%c%c"
#define NYBBLE_TO_BINARY(byte)  
	(byte & 0x08 ? '1' : '0'), 
	(byte & 0x04 ? '1' : '0'), 
	(byte & 0x02 ? '1' : '0'), 
	(byte & 0x01 ? '1' : '0') 


int main() {
	//unsigned long long card_id = 0x00000ABCDF;
	//uint64_t card_id = 0x00000ABCDF;
	uint64_t card_id = (uint64_t)3604000;
	uint64_t data_card_ul = 0x1FFF; //first 9 bit as 1
	int32_t i;
	uint8_t tmp_nybble;
	uint8_t column_parity_bits = 0;
	printf("card_id = 0x%lXn", card_id);
	for (i = 9; i >= 0; i--) { //5 bytes = 10 nybbles
		tmp_nybble = (uint8_t) (0x0f & (card_id >> i*4));
		data_card_ul = (data_card_ul << 4) | tmp_nybble;
		printf("0xX", (int) tmp_nybble);
		printf("t"NYBBLE_TO_BINARY_PATTERN, NYBBLE_TO_BINARY(tmp_nybble));
		printf("t %dn", (tmp_nybble >> 3 & 0x01) ^ (tmp_nybble >> 2 & 0x01) ^
			(tmp_nybble >> 1 & 0x01) ^ (tmp_nybble  & 0x01));
		data_card_ul = (data_card_ul << 1) | ((tmp_nybble >> 3 & 0x01) ^ (tmp_nybble >> 2 & 0x01) ^
			(tmp_nybble >> 1 & 0x01) ^ (tmp_nybble  & 0x01));
		column_parity_bits ^= tmp_nybble;
	}
	data_card_ul = (data_card_ul << 4) | column_parity_bits;
	data_card_ul = (data_card_ul << 1); //1 stop bit = 0
	printf("t"NYBBLE_TO_BINARY_PATTERN"n", NYBBLE_TO_BINARY(column_parity_bits));
	printf("data_card_ul = 0x%lXn", data_card_ul);
	
	for (i = 7; i >= 0; i--) {
		printf("0xX,", (int) (0xFF & (data_card_ul >> i * 8)));
	}
	printf("n");
	return 0;
}

Самое важное для нас, это то как будет выглядеть биты чётности. Для удобства я сделал вывод на экран точно так же, как в этой табличке. В результате получилось вот так.

card_id

— это серийный номер карты (о котором мы говорили выше).

Первый столбец — это ниблы, второй — их битовое представление, третий — это бит чётности. Третья строка снизу — это биты чётности всех ниблов. Как я уже сказал, они рассчитываются просто операцией XOR.

Протестировав расчёты, сверив иx визуально, я проверил получившиеся данные в программе на Arduino (последняя строка специально для вставки в код). Всё отработало отлично. В результате наброска этой программы, я получил готовую функцию пересчёта. Раньше, расчёты битов были чужими программами на компе и мне не нравилась их монструозная реализация. Таким образом функция пересчёта серийного номера в формат передачи выглядит так:


#define CARD_ID 0xABCDF

uint8_t data[8];

void data_card_ul() {
  uint64_t card_id = (uint64_t)CARD_ID;
  uint64_t data_card_ul = (uint64_t)0x1FFF; //first 9 bit as 1
  int32_t i;
  uint8_t tmp_nybble;
  uint8_t column_parity_bits = 0;
  for (i = 9; i >= 0; i--) { //5 bytes = 10 nybbles
    tmp_nybble = (uint8_t) (0x0f & (card_id >> i*4));
    data_card_ul = (data_card_ul << 4) | tmp_nybble;
    data_card_ul = (data_card_ul << 1) | ((tmp_nybble >> 3 & 0x01) ^ (tmp_nybble >> 2 & 0x01) ^
      (tmp_nybble >> 1 & 0x01) ^ (tmp_nybble  & 0x01));
    column_parity_bits ^= tmp_nybble;
  }
  data_card_ul = (data_card_ul << 4) | column_parity_bits;
  data_card_ul = (data_card_ul << 1); //1 stop bit = 0
  for (i = 0; i < 8; i  ) {
    data[i] = (uint8_t)(0xFF & (data_card_ul >> (7 - i) * 8));
  }
}

Всё, можно переходить к полевым испытаниям. Исходный код проекта обитает

Подключение

Некоторые столкнуться с проблемой – название пинов в большинстве уроков и руководств может не соответствовать распиновке на вашем модуле. Если в скетчах указан пин SS, а на вашем модуле его нет, то скорее всего он помечен как SDA. Ниже я приведу таблицу подключения модуля для самых распространенных плат.

MFRC522Arduino UnoArduino MegaArduino Nano v3

Arduino Leonardo/Micro

Arduino Pro Micro
RST95D9RESET/ICSP-5RST
SDA(SS)1053D101010
MOSI11 (ICSP-4)51D11ICSP-416
MISO12 (ICSP-1)50D12ICSP-114
SCK13 (ICSP-3)52D13ICSP-315
3.3V3.3V3.3VСтабилизатор 3,3ВСтабилизатор 3,3ВСтабилизатор 3,3В
GNDGNDGNDGNDGNDGND

Пины управления SS(SDA) и RST задаются в скетче, так что если ваша плата отличается от той, что я буду использовать в своих примерах, а использую я UNO R3, указывайте пины из таблицы в начале скетча:

#define SS_PIN 10
#define RST_PIN 9

Подключение модуля к плате arduino

Рассмотрим подключение модуля к плате Arduino. Нам понадобятся следующие детали:

Подключение модуля RFID-RC522 к плате Arduino по будем производить по схеме соединений на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема соединений для подключения RFID модуль RC522 к плате Arduino

На платах Arduino есть разъём ICSP. Он используется для работы по интерфейсу SPI. Назначение контактов разъёма ICSP представлено на рисунке 4. Поэтому можно для соединений использовать контакты разъёма ICSP.

Рисунок 4. Распиновка разъёма ICSP Arduino для интерфейса SPI

Пример №1: считывание номера карты

Рассмотрим пример из библиотеки RFID  – cardRead. Он не выдает данные из карты, а только ее номер, чего обычно бывает достаточно для многих задач.

#include 
#include 

#define SS_PIN 10
#define RST_PIN 9

RFID rfid(SS_PIN, RST_PIN); 

// Данные о номере карты храняться в 5 переменных, будем запоминать их, чтобы проверять, считывали ли мы уже такую карту
    int serNum0;
    int serNum1;
    int serNum2;
    int serNum3;
    int serNum4;

void setup()
{ 
  Serial.begin(9600);
  SPI.begin(); 
  rfid.init();
  
}

void loop()
{    
    if (rfid.isCard()) {
        if (rfid.readCardSerial()) { // Сравниваем номер карты с номером предыдущей карты
            if (rfid.serNum[0] != serNum0
                && rfid.serNum[1] != serNum1
                && rfid.serNum[2] != serNum2
                && rfid.serNum[3] != serNum3
                && rfid.serNum[4] != serNum4
            ) {
                /* Если карта - новая, то считываем*/
                Serial.println(" ");
                Serial.println("Card found");
                serNum0 = rfid.serNum[0];
                serNum1 = rfid.serNum[1];
                serNum2 = rfid.serNum[2];
                serNum3 = rfid.serNum[3];
                serNum4 = rfid.serNum[4];
               
                //Выводим номер карты
                Serial.println("Cardnumber:");
                Serial.print("Dec: ");
  Serial.print(rfid.serNum[0],DEC);
                Serial.print(", ");
  Serial.print(rfid.serNum[1],DEC);
                Serial.print(", ");
  Serial.print(rfid.serNum[2],DEC);
                Serial.print(", ");
  Serial.print(rfid.serNum[3],DEC);
                Serial.print(", ");
  Serial.print(rfid.serNum[4],DEC);
                Serial.println(" ");
                        
                Serial.print("Hex: ");
  Serial.print(rfid.serNum[0],HEX);
                Serial.print(", ");
  Serial.print(rfid.serNum[1],HEX);
                Serial.print(", ");
  Serial.print(rfid.serNum[2],HEX);
                Serial.print(", ");
  Serial.print(rfid.serNum[3],HEX);
                Serial.print(", ");
  Serial.print(rfid.serNum[4],HEX);
                Serial.println(" ");
             } else {
               /* Если это уже считанная карта, просто выводим точку */
               Serial.print(".");
             }
          }
    }
    
    rfid.halt();
}

Скетч залился, светодиод питания на модуле загорелся, но модуль не реагирует на карту? Не стоит паниковать, или бежать искать “правильные” примеры работы. Скорее всего, на одном из пинов просто нет контакта – отверстия на плате немного больше чем толщина перемычки, так что стоит попробовать их переставить.

Допустим, все у вас заработало. Тогда, считывая модулем RFID метки, в мониторе последовательного порта увидим следующее:

Здесь я считывал 3 разных метки, и как видно все 3 он успешно считал.

Пример №2: считывание данных с карты

Рассмотрим более проработанный вариант – будет считывать не только номер карты, но и все доступные для считывания данные. На этот раз возьмем пример из библиотеки MFRC522 – DumpInfo.

Пример №3: запись нового идентификатора на карту

В этом примере мы рассмотрим смену идентификатора карты (UID). Важно знать, что далеко не все карты поддерживают смену идентификатора. Карта может быть перезаписываемой, но это означает лишь перезаписываемость данных. К сожалению, те карты, которые были у меня на руках, перезапись UID не поддерживали, но код скетча я здесь на всякий случай приведу.

#include 
#include 

/* Задаем здесь новый UID */
#define NEW_UID {0xDE, 0xAD, 0xBE, 0xEF}
#define SS_PIN 10
#define RST_PIN 9

MFRC522 mfrc522(SS_PIN, RST_PIN);       
MFRC522::MIFARE_Key key;

void setup() {
        Serial.begin(9600);        
        while (!Serial);          
        SPI.begin();               
        mfrc522.PCD_Init();      
        Serial.println(F("Warning: this example overwrites the UID of your UID changeable card, use with care!"));
        for (byte i = 0; i < 6; i  ) {
                key.keyByte[i] = 0xFF;
        }
}
void loop() {
        if ( ! mfrc522.PICC_IsNewCardPresent() || ! mfrc522.PICC_ReadCardSerial() ) {
            delay(50);
            return;
        }     
        // Считываем текущий UID
        Serial.print(F("Card UID:"));
        for (byte i = 0; i < mfrc522.uid.size; i  ) {
                Serial.print(mfrc522.uid.uidByte[i] < 0x10 ? " 0" : " ");
                Serial.print(mfrc522.uid.uidByte[i], HEX);
        } 
        Serial.println();        
        // Записываем новый UID
        byte newUid[] = NEW_UID;
        if ( mfrc522.MIFARE_SetUid(newUid, (byte)4, true) ) {
            Serial.println(F("Wrote new UID to card."));
        }
        
        // Halt PICC and re-select it so DumpToSerial doesn't get confused
        mfrc522.PICC_HaltA();
        if ( ! mfrc522.PICC_IsNewCardPresent() || ! mfrc522.PICC_ReadCardSerial() ) {
                return;
        }
        
        // Считываем данные с карты
        Serial.println(F("New UID and contents:"));
        mfrc522.PICC_DumpToSerial(&(mfrc522.uid));
        
        delay(2000);
}

Пример №4: запись данных на карту

Вот и наконец то, до чего мы так долго добирались – запись данных на карту. Самая “сладкая” часть работы с модулем – возможность сделать копию уже существующей карты, что то добавить или изменить, это гораздо интереснее, чем простое считывание.

Изменим один из блоков данных на карте:

Часто задаваемые вопросы faq

  1. Что делать, если модуль не читает метку?

Интерфейсы и назначение выводов

Микросхема MFRC522 поддерживает интерфейсы SPI, UART и I2C (см. рисунок 2). Выбор интерфейса осуществляется установкой логических уровней на определенных выводах микросхемы. На данном модуле выбран интерфейс SPI.

Рисунок 2. RFID модуль RC522 – назначение выводов

Назначение выводов интерфейса SPI:

Сигнал сброса RST – это сигнал, поступающий от цифрового выхода контроллера. При поступлении сигнала LOW происходит перезагрузка считывателя. Также ридер установкой на RST низкого уровня  сообщает, что находится в режиме сна, для вывода модуля из режима сна необходимо подать на данный вывод сигнал HIGH.

Выводы

Очень надеюсь, что подобные статьи подстегнуть новичков изучать программирование и электронику. А так же они поспособствуют уходу с рынка такого типа карт, как самых незащищённых и небезопасных, поскольку теперь их может скопировать и эмулировать даже ребёнок.

Выражаю благодарность Michal Krumnikl за его терпение много-много лет назад, когда он мне по icq разъяснял работу подобного эмулятора, а так же помощь с разработкой кода. В некотором смысле это его идеи и наработки 13-ти летней давности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *