Что можно сделать сейчас
Боюсь, что уже ничего не поделать. Штраф взыскали приставы, а все сроки для обжалования истекли. Причин для их восстановления я не вижу. Незнание порядка обжалования штрафа не будет уважительной причиной для восстановления сроков, ведь вы могли в любой момент обратиться за юридической помощью.
Что говорят в метро:
В пресс-службе московского метро заявили «Интерфаксу», что слова Ашманова — неправда. Система Face Pay, утверждают в метро, не может контролировать соблюдение масочного режима, поскольку не собирает «личные идентификаторы» пассажиров — фамилию, имя и отчество, а без них оштрафовать человека нельзя.
В учреждении «Организатор перевозок», проверяющем соблюдение масочного режима, добавили, что у него нет доступа к базе данных Face Pay. Кроме того, за отсутствие маски в московском транспорте штрафуют на пять тысяч рублей, а не на три, как сказал Ашманов, сообщили в «Организаторе перевозок».
Что еще известно:
Система Face Pay заработала на всех станция московского метро в сентябре 2021 года. Она позволяет оплачивать проезд с помощью лица. Для этого пассажиру нужно загрузить в приложение «Метро Москвы» свою фотографию, данные транспортной карты «Тройка» или банковские данные.
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь
В рф оценили эффективность штрафов за ношение тканевых масок
Зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук, профессор Татьяна Соломатина в беседе с журналистами оценила эффективность введения штрафов в России за ношение тканевых масок.
По ее мнению, вводить штрафы за использование таких масок нет необходимости, однако они должны соответствовать определенным стандартам и защищать от инфекций, в том числе от коронавируса.
Специалист напомнила, что маска не должна пропускать капельки слюны, выделяемые человеком при разговоре или кашле. «И если тканевая маска эти частицы пропускает, ее носить не стоит. В ней должно быть минимум слоев. С другой стороны, если она будет слишком плотной, дышать будет сложно», — сказала Соломатина.
Собеседница издания добавила, что смысл ношения масок — в защите окружающих людей от заражения инфекцией, поэтому повязка должна соответствовать определенным стандартам.
Как наказывают за отсутствие маски
Протокол за отсутствие маски может составить полицейский, сотрудник МЧС, Росгвардии и некоторые другие должностные лица — о них расскажу ниже. Независимо от того, кто составил протокол, решение о наказании принимает районный суд.
Протокол — это документ, который подтверждает нарушение и описывает его обстоятельства, но не определяет санкции. Как я уже сказала, решение о санкциях должен принять судья. То есть протокол передают в суд, куда потом вызывают нарушителя.
Постановление — решение о наказании. Например, инспектор ГИБДД может прямо на дороге вынести постановление о штрафе за проезд на красный свет и определить в постановлении сумму этого штрафа.
Вы указываете, что в вашем случае протокол и постановление составили сразу же, что противоречит федеральному КоАП. Однако такое возможно, если вас привлекли к ответственности не по федеральному кодексу, а по региональному. Это практикуется, например, в Москве.
Почему за одно и то же нарушение есть два штрафа — федеральный и региональный — и порядок их оформления разный. Статья КоАП Москвы применяется, если соответствующего нарушения и ответственности за него нет в КоАП РФ.
Если строго следовать букве закона, то за нарушение московских правил масочного режима в федеральном КоАП ответственности действительно нет. Поэтому в Москве часто идут по наиболее быстрому пути: на месте выписывают штраф по столичному кодексу, чтобы обойтись без судебного разбирательства. Но это не значит, что штраф нельзя обжаловать.
Как обжаловать штраф
Вы отправили в суд простое электронное письмо, и суд по закону не может рассмотреть такое письмо как жалобу. Электронная подача жалобы в суд предусматривает использование системы ГАС «Правосудие», а чтобы подписать ее, нужна электронная подпись.
Процедура обжалования во всех случаях одинакова и не зависит от того, по какому кодексу вас оштрафовали — федеральному или региональному.
Вы говорите, что вас оштрафовали не в суде. Поэтому жалобу можно было подать любым из двух способов:
- руководителю организации, инспектор которой составил протокол и постановление. Если взять Москву, то, например, штраф за отсутствие маски, выписанный контролером ГКУ «Организатор перевозок», можно оспорить, если написать жалобу прямо в эту организацию;
- в районный суд.
Обязательно указать, куда вы жалуетесь, и свои данные. В основной части изложите обстоятельства дела и укажите на нарушения, если они были при оформлении штрафа.
Можно указать дополнительные смягчающие обстоятельства или сослаться на тяжелое материальное положение. Но тогда придется приложить доказательства этого, например справку о доходах.
Нужно учитывать, что замена штрафа на предупреждение возможна, только если такая санкция, как предупреждение, прописана в КоАП: для нарушителей масочного режима в федеральном кодексе предупреждение есть, а в московском нет.
Как работает face pay в московском метро
На всех станциях московского метро заработал сервис Face Pay, через который можно бесконтактно оплачивать проезд. Не подключены к системе пока МЦК, МЦД и монорельс.
В первые дни после запуска системы в ней зарегистрировались более 30 тысяч человек, или 1% пассажиров. В метрополитене рассчитывают, что через три года пользоваться биометрией будут до 15% пассажиров.
Face Pay — это бесконтактная система оплаты проезда при помощи технологии распознавания лиц. Она работает на базе существующей системы распознавания лиц, запущенной в столичном метро в сентябре 2020 года. Москва стала первым городом в мире, где технология оплаты по лицу используется в такой масштабной системе, как метро.
Чтобы воспользоваться Face Pay, нужно установить мобильное приложение «Метро Москвы». В разделе «Кабинет» требуется привязать карту «Тройка», банковскую карту и сфотографироваться. Фото должно соответствовать следующим требованиям:
Перед поездкой нужно удостовериться, что на банковской карте есть деньги для оплаты. Иначе может получиться так, что турникет откроется и пропустит пассажира в метро, но впоследствии списать деньги с карты не сможет и отправит её в стоп-лист.
На входе в метро нужно найти турникет, на полу рядом с которым наклеен специальный чёрный стикер, и посмотреть в установленную на турникете камеру. Перед этим рекомендуется снять головной убор и проследить, чтобы лицо не закрывали шарф или маска. После оплаты маску необходимо надеть обратно. Система пропустит человека, если он соответствует фотографии на 95%.
Безопасность данных обеспечивается на самом высоком уровне, все сведения хранятся и передаются в зашифрованном виде, отмечают в департаменте транспорта города Москвы. Камера на турникете считывает лицо пассажира, переводит информацию в биометрический ключ — уникальный набор точек на лице — и сравнивает между собой именно биометрические ключи, а не изображение лица.
Новая система очень удобна, а биометрические данные сложно скопировать и подделать. При этом опасность утечки данных всё же нельзя исключать, считает директор по маркетингу мессенджера Gem4me Ольга Бобровская.
«По мере использования системы будут выявляться уязвимости, которые специалисты начнут устранять. Участвовать ли в проекте — каждый должен решить сам, заставить никто никого, конечно, не сможет, — отмечает Ольга Бобровская. — Что касается применения биометрии на транспорте — это общемировой тренд, и его вряд ли можно остановить. Остаётся только надеяться, что удобство использования будет сопровождаться и серьёзной защитой биометрических данных, чтобы ими не смогли воспользоваться злоумышленники».
Со временем биометрия будет применяться для оплаты покупок, в качестве пропусков на работу или домой, в системах идентификации в аэропортах и на железнодорожном транспорте, добавила эксперт. Причем распознавание будет не только по лицу, но и по сетчатке глаза или отпечаткам пальцев.
В случае если спрос на Face Pay будет расти, количество турникетов с камерами увеличат. В перспективе система может быть запущена на МЦК, МЦД, в автобусах и трамваях, а также в электричках Московской области.
Нужно ли регулирование биометрии
Глава IT-комитета Госдумы Александр Хинштейн считает, что сейчас необходимо доработать закон No 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». «До 1 сентября депутатам надо проработать, в том числе и законодательно, механизм передачи биометрии от сегодняшних частных владельцев, в первую очередь банков, государству, – комментирует он. – Важно не просто обеспечить передачу, но и проконтролировать невозможность сохранения у коммерческих структур биометрии в полном объеме, того, что у них есть сегодня». Иными словами, вся тяжелая биометрия должна быть сосредоточена в руках государства, а легкая останется в частном секторе.