Глобальное управление цифровыми экосистемами: сохранение конвергенции и организация сосуществования

Глобальное управление цифровыми экосистемами: сохранение конвергенции и организация сосуществованияРасширение глобальной цифровой экономики в последние десятилетия и упрощение её управлением способствовали научному прогрессу и глобальному повышению благосостояния. В результате развития создались глубоко взаимосвязанные технологические экосистемы и цепочки поставок. В то время как технологические корпорации всё ещё стремятся к более глубокой интеграции своих глобализированных разработок во все сферы жизнедеятельности, геополитические трения и восстановление государственного контроля подталкивают правительства к разделению на сегменты стратегически важные для каждой из стран. Принцип, согласно которому цифровые экосистемы взаимосвязаны в глобальном масштабе, больше нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Мир все более быстрыми темпами движется к технологическому отделению, которое окажет глубокое влияние на все аспекты современной экономики.

Различные или несовместимые трансграничные системы с цифровым доступом или интенсивным использованием данных в основных геополитических блоках становятся чрезвычайно дорогостоящими для поддержания эффективной работоспособности. Замораживание или отказ от финансовых систем, глобальных цепочек создания стоимости, управления услугами и общими пространствами, включая космическую отрасль, управление погодой и гражданскую авиацию, могут нанести ущерб. Кроме того, это может вызвать технологическую блокировку на десятилетия и иметь волновые эффекты далеко за пределами технологической экономики.

Результат напряжённости между конвергенцией и сегментацией цифровой экосистемы имеет решающее значение не только для мировой экономики, но и для глобального баланса сил. Поэтому для политиков во всём мире было бы разумно на мгновение остановиться, рассмотреть меняющийся ландшафт цифрового регулирования, управления, а также процесса глобализации и тщательно взвесить альтернативы.

На этом фоне общая цель глобального управления цифровыми экосистемами должна заключаться в сохранении и по возможности поощрении конвергенции — в получении выгод от эффекта масштабирования, равных условий игры и в организации сосуществования, когда расхождения неизбежны.

Полное, всеобъемлющее сближение было бы нереалистичным и во многих случаях нецелесообразным. Некоторое расхождение в политике цифрового регулирования является неизбежным и желательным. Необходимо уважать и учитывать различные предпочтения и внутренние приоритеты стран. Но если эти предпочтения не вредят рыночной оптимизации, то отсутствие гибкости в предпочтениях также не должна приводить к ненужным затратам с точки зрения экономического благосостояния. Оба риска должны быть исключены. Выгоды, которые можно извлечь из относительно открытой трансграничной цифровой экономики, должны быть тщательно сбалансированы с соответствующей защитой целей государственной политики.

Здесь следует различать разделение и дивергенцию. Разделение — это активное ограничение того, как технологические продукты, услуги и ресурсы перемещаются между странами и континентами. Это понятие включает в себя широкое использование технологических ограничений: экспортный контроль, распоряжение о принудительном разделении/продаже части активов юрлицу во внутренней юрисдикции, отказы в выдаче лицензий, запреты на выдачу виз и санкции.

Дивергенция — это несогласованное накопление отличительных национальных или региональных правил, каждое из которых отвечает конкретным коллективным предпочтениям (например, таможенное законодательство или бухгалтерский учёт). В этом отношении дивергенция не является абсолютной, бинарной концепцией «да против нет» – оно относительно, и его оценка будет основываться на затратах для соблюдения требований, которые оно налагает.

В то время как подобное разделение происходит в основном между США и Китаем, расхождения возникают на всех уровнях (например, политика конфиденциальности в трансатлантических рамках). Однако грань между этими двумя понятиями иногда может быть размыта. Это связано с причинами торговых ограничений, которые не всегда являются явными, а также с растущим признанием расширенного определения национальной безопасности, которое включает экономическую безопасность и, как таковое, может выходить за рамки исключения национальной безопасности в рамках ВТО. В обоих случаях сегментация между крупными цифровыми трансграничными системами с интенсивным использованием данных будет чрезвычайно дорогостоящей.

В свете вышеупомянутой тенденции к разъединению необходимо должным образом обсудить фундаментальный политический выбор. Дивергенция чаще всего является следствием множества имплицитных выборов. В этом смысле лучше построенные механизмы управления могут смягчить любые непреднамеренные последствия. Тем не менее, должно признать, что нельзя упускать из виду риски запуска спирали эскалации: меры по разъединению могут привести к ряду ответных мер и побудить субъектов упреждающе сокращать технологические связи, чтобы избежать будущих затрат.

Чтобы увеличить значительные экономические и социально-политические преимущества/возможности, предоставляемые цифровой экономикой, а также решить на глобальном уровне новые вызовы, которые национальная экономика ставит с точки зрения регулирования и управления, необходимо соблюсти ряд политических рекомендаций. Они сосредоточены на глобальном управлении онлайн-платформами, данными, инфраструктурой и цифровой торговлей. Эти меры таргетированы на достижении четырёх целей политики: эффективность, совместимость, устойчивость и согласованность.

Эффективность

Везде, где может быть достигнута конвергенция с меньшими затратами на коллективные предпочтения, к ней следует стремиться. Это означает подтверждение того, что открытость должна быть правилом, а оправданные ограничения — исключением. Это включает в себя создание процедурных и координационных механизмов, которые могут облегчить функционирование и регулирование цифровой экономики, снизить транзакционные издержки и повысить эффективность для всех вовлечённых заинтересованных сторон, включая регулирующие органы.

Конкретные рекомендации под заголовком эффективности включают, среди прочего:

1.) гармонизацию международных стандартов в отношении мер прозрачности, применяемых к платформам;
2.) международное соглашение, в котором излагаются принципы открытости и отсутствие дискриминации, признаются исключения для законных императивов национальной государственной политики;
3.) укрепление существующих формальных и неформальных международных сетей регулирующих органов для обеспечения лучшего обмена опытом и конфиденциальной информацией между агентствами;
4.) разработку нового Справочного документа ВТО по цифровым платформам для укрепления конкурентного регулирования.

Совместимость

В течение многих лет торговые ограничения, связанные с национальной безопасностью, считались выходящими за рамки юрисдикции ВТО. Однако, в последние годы, количество и масштабы мер, принимаемых на этом основании и представляющих собой торговые барьеры, увеличились. Ограничение торговли по соображениям национальной безопасности должно быть избирательным, целенаправленным и максимально скоординированным. Кроме того, всё, что обеспечивает совместимость неконвергентных систем, необходимо активно искать и расставлять по приоритетам, чтобы максимизировать взаимные выгоды.

Есть обнадёживающие примеры, такие как подходы адекватности, которые позволяют поддерживать высокую степень открытости при обмене между блоками с немного отличающимися предпочтениями, например, в отношении конфиденциальности обезличенных (либо не персонализированных) данных. Это также означает сохранение глобальных стандартов на техническом уровне и прогнозирование будущих проблем регулирования сейчас, чтобы выявить и устранить возможные расхождения в будущем.

Устойчивость

Стабильность транснациональных цифровых инфраструктур является необходимым условием функционирования цифровых экосистем. Тем не менее, эти инфраструктуры все ещё структурно хрупкие и подвержены нарастающему наступательному давлению. Ряд мер, касающихся функциональной совместимости операторов, быстрого переключения между беспроводными сетями в случае нарушения работы, процедур утверждения критически важного оборудования и усиления безопасности подводных кабелей, должен устранить эти недостатки и повысить устойчивость глобальной цифровой инфраструктуры.

Согласованность

Глобальное управление цифровой экономикой не может осуществляться в одном режиме или одним учреждением. Это может быть только «режимный комплекс», то есть слабосвязанный набор контролирующих организаций, обеспечивающий комплекс норм на различных уровнях с участием широкого круга заинтересованных сторон. Тем не менее, согласованность системы требует новых координационных центров. В столь важном для будущего мировой экономики вопросе международная координация явно недостаточно развита. Диалоги часто происходят изолированно, что препятствует надлежащей интеграции конкурирующих политических целей, а национальные вмешательства множатся без глобального учреждения, уполномоченного отслеживать их и оценивать их последствия.

Поэтому давно уже предлагается создать некий Совет по цифровой стабильности в рамках стран G20. Этот форум, разработанный по аналогии с Советом по финансовой стабильности, соберёт представителей национальных правительств (включая агентства безопасности) и региональных учреждений, регулирующих органов, отвечающих за цифровую конфиденциальность, защиту прав потребителей, финансы и конкуренцию, промышленность, аналитические центры и соответствующие неправительственные организации.

Мандат Совета по цифровой стабильности может быть следующим:

– выявлять, наблюдать и отслеживать технологические и нормативные разработки и деловую практику, включая связанные с ними «уязвимости»;

– выявлять риски и проблемы, в связи с которыми необходимо будет сделать выбор политики, с определением вариантов, не имея, однако, права принимать решения;

– выделять (один или два раза в год) приоритетные вопросы, которые заслуживают дальнейшего обсуждения и изучения;

– ежегодно отчитываться непосредственно перед G20, чтобы информировать лидеров о дискуссиях.

Даже в условиях «глобализации с брандмауэрами» миру придётся бороться за то, чтобы воспользоваться преимуществами открытой цифровой экономики, чтобы максимизировать эффективность её использования. Рано или поздно, правительства стран признают законные расхождения и всегда взаимодействующие и часто противоречащие цели роста, конкуренции, справедливых и стабильных социальных организаций, национальной безопасности и этики.

Глобальные, хорошо регулируемые и плотные потоки обмена как данными, так и цифровыми технологиями имеют решающее значение для сохранения научного прогресса, дальнейшего увеличения скорости инноваций и, следовательно, обеспечения оптимальных ответов на основные глобальные вызовы, такие как устойчивое развитие, изменение климата, сохранение здоровья и искоренение неравенства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *