Личный опыт: как меня оштрафовали за отсутствие маски в метро
У меня была маска, но я впервые просто забыла её надеть. Так получилось по двум причинам. Во-первых, я работаю удалённо и в общественном транспорте езжу редко, у меня так и не сформировался рефлекс «заходишь в метро — надевай маску». Во-вторых, я ехала от врача, где мне сообщили хорошие новости, поэтому я пребывала в своих радостных мыслях, слушала музыку и вообще не особо думала о том, что происходит вокруг.
Меня остановили в переходе на станцию «Крестьянская застава». Проверяющие стояли у будочки рядом с турникетом, поэтому их вообще не было видно. Когда я уже почти подходила к эскалатору, они быстро поравнялись со мной. Женщина держала перед собой на вытянутой руке камеру, буквально тыкая мне ею в лицо. Это произошло невероятно быстро и резко, я даже не успела ничего сообразить. Она сразу сказала, что нарушение зафиксировано на фото, и даже если я сейчас не подпишу документы, мне всё равно придёт штраф.
Не остановиться было нереально. Мне попалась очень бойкая и крупная проверяющая. Она буквально встала напротив меня, раскинув руки и не давая пройти, и начала требовать паспорт. Мне ничего не оставалось, как предоставить ей документ. Причём маску я сразу же надела, но было уже поздно.
Обидно, что я «попала» именно на эту проверяющую, так как с ней был её коллега, субтильный мужчина, не особенно заинтересованный в происходящем. Все, к кому он подходил, отстранялись и просто шли дальше. Важно отметить, что он никому камеру в лицо не совал. Если бы меня остановил этот мужчина, я бы просто прошла дальше, надев маску.
Проверяющая переписала мои паспортные данные, это заняло несколько минут. Затем она сказала, что сейчас напечатает постановление о штрафе. На это требуется три-четыре минуты. Я могла дождаться, подписать и забрать постановление или уйти, не подписывая — это ничего не изменило бы: нарушение всё равно зафиксировано на камеру.
Проверяющая также добавила, что я могу попытаться оспорить штраф в суде в течение 10 дней. Я сразу решила так не делать, поскольку на суд потрачу куда больше нервов, времени и денег, чем если оплачу штраф. Так что я дождалась постановления, подписала и забрала его.
Примерно через неделю информация о штрафе отобразилась у меня в личном кабинете на «Госуслугах». В отличие от некоторых штрафов ГИБДД, которые можно оплатить со скидкой, никаких скидок и льгот при уплате этого штрафа не предполагается.
За те семь минут, пока меня оформляли, мимо прошло человек двадцать без масок, это не считая тех, у кого маски были на подбородке. К нам подошла женщина без маски и спросила, как куда-то пройти. Проверяющая ей ответила и даже не посоветовала надеть маску.
Естественно, меня это возмутило. Я спросила, почему не остановили и не оштрафовали эту женщину, с учётом того, что я сразу надела маску, а она — нет. На это проверяющая ответила: «Сейчас я штрафую именно вас. Всех много, а я одна». Второй проверяющий при этом вообще ничего не делал, просто стоял.
То есть все эти проверки — просто лотерея?
Можно ли получить штраф за проезд в метро без маски при использовании системы face pay?
Один из пассажиров столичной подземки пожаловался на штраф, пришедший ему после использования инновационной системы оплаты «лицом». Метрополитен опровергает эту информацию и утверждает, что не передает данные третьим лицам
Обновлено в 15:13
Глава аналитической компании «Крибрум» и член Совета по правам человека при президенте Игорь Ашманов рассказал «Парламентской газете», что пассажир столичного метро получил штраф в три тысячи рублей за проезд без маски после того, как зарегистрировался в системе распознавания лиц Face Pay и предоставил биометрические данные. Как теперь отозвать свое лицо из этой системы, мужчина не знает.
Метро Москвы эту информацию опровергает, начиная с того, что штраф за отсутствие маски в метро составляет пять тысяч рублей, а не три. И контроль за соблюдением масочного режима осуществляет ГКУ «Организатор перевозок», у которого нет базы данных Face Pay, говорится в сообщении столичного метрополитена. Вот несколько цитат из сообщения перевозчика:
«Для оформления административного материала необходимы: информация о времени, месте совершения правонарушения, а также данные пассажира. При регистрации в сервисе Face Pay пассажиру не нужно вносить свои личные данные — фамилию, имя и отчество, поэтому у метро нет возможности сопоставить фотографию человека с его персональным идентификатором, а это необходимо для выставления штрафа».
«Московский метрополитен не передает никакие данные пользователей Face Pay третьим лицам, зашифрованные биометрические данные хранятся на защищенных серверах метро в закрытом контуре, а платежные данные хранятся исключительно на стороне банка».
«Метрополитен строго соблюдает действующее законодательство и использует данные пассажиров, которые подключились к Face Pay, только по назначению — для оплаты проезда в метро с помощью распознавания лица».
Игорь Ашманов не отреагировал на комментарий метрополитена на момент написания статьи. Его жена, президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская, она же глава рабочей группы по информационной безопасности нацпроекта «Цифровая экономика», последовательно выступает против сбора таких данных граждан в единую базу. В интервью Business FM Касперская выразила мнение, что такой случай вполне возможен:
— Я слышала это от Игоря [Ашманова], он слышал это из первых уст, и я думаю, что этот случай имел место, что штраф был начислен. Что касается легитимности этого действия, конечно, оно нелегитимно, потому что у человека взяли его персональные данные с целью разрешить ему оплату «лицом». Согласно 152-ФЗ, использование персональных данных разрешается с заданной, заявленной целью, и только с ней. То есть нельзя взять у человека персональные данные по одному поводу, а потом начать их использовать по другому. И вообще говоря, этого человека должны были предупредить, ему должны были дать договор, в котором должно было быть написано, что мы будем персональные данные использовать для штрафов. Поскольку ему, очевидно, такого договора не давали, то, соответственно… Ну, либо это в договоре написано, тогда этот договор надо изучить, вполне возможно, что такой договор был. Если же такого договора не было, то это прямое нарушение 152-ФЗ.
— Это точно, что ему пришел штраф именно потому, что вычислили по Face Pay, а не как-то иначе?
— А как иначе? Конечно, да. Камера распознала, определила и написала ему, что вы нарушаете масочный режим.
— То есть то, что метрополитен говорит, что у них на защищенных серверах все это хранится и третьим лицам они информацию не передают, неправда?
— Ну, это не имеет отношения, что на защищенных. Это же они же сами, это кто-то из властей предержащих так сработал эффективно и выписал штраф. Это же не сторонние злоумышленники, понимаете?
После рассказа Ашманова о случае со знакомым в СПЧ отметили, что отсутствие четких правил может привести к проблемам в дальнейшем в рамках цифровизации. Об этом Business FM рассказал председатель СПЧ Валерий Фадеев:
Валерий Фадеев председатель СПЧ
Оплата проезда с помощью системы распознавания лиц Face Pay заработала на всех станциях московского метро 15 октября прошлого года. Чтобы воспользоваться Face Pay, к сервису нужно привязать свою фотографию, банковскую карту и карту «Тройка».
В мэрии говорили, что информация «будет надежно зашифрована». В этом году система распознования лиц начнет функционировать и на МЦК.
Добавить nfcexpert.ru в ваши источники новостей?