Tехнология RFID, метки, ридеры и ее применение

.2.1. Применение RFID-технологии в системах электронной коммерции B2C

Повторные продажи в любой коммерческой структуре обеспечивают высокий процент прибыли, а также являются залогом стабильности. Компании стараются бороться за своего клиента и именно поэтому прибегают к различным приемам для того, чтобы человек или компания, сделавшие приобретение, вернулись за покупкой еще раз.

Именно в связи с озвученным правилом, бизнес-процессами типа B2C используются специальные программы лояльности, т.е. программы поощрения клиентов. Подобные программы позволяют не только привлечь новых клиентов, но и удержать старых, фактически подталкивая их делать покупки в одном и том же месте.

Приведем ряд приемов программ лояльности.[3GPP TR 21.905: Vocabulary for 3GPP Specifications.]

Бонусные программы. В процессе совершения покупок клиент получает условные баллы. При накоплении определенного количества баллов покупатель может обменять их на выбранный им товар из списка так называемых «бонусных» товаров. Таким образом, компания, теряя небольшую сумму денег на покупку выбранного клиентом товара, фактически втягивает клиента в процесс накопления баллов, который придает азартный характер процессу покупок, не стоит забывать и о положительных эмоциях при получении приза.

Системы бонусных программ известны достаточно хорошо, они встречаются довольно часто. Одним из характерных примеров бонусных программ в России является бонусная программа «Малина», действующая в большом количестве ресторанов, автозаправок и электронных киосков страны.

Дисконтные программы. Это наиболее популярный в настоящее время тип программ. Подобные программы лояльности предусматривают скидку постоянным покупателям на повторную покупку товара у того же продавца.

Накопительные дисконтные программы. В этой программе, как и в предыдущей, клиенты получают скидки на повторные покупки товаров. Размер скидок при этом не фиксирован, а зависит от того, что и в каком объеме было куплено. Кроме того, накопительные дисконтные программы позволяют напрямую связать получение выгоды клиентом с его покупательской активностью без каких-либо элементов случайности.

Розыгрыш призов. Клиенты, купившие определенный объем товара в заданный временной промежуток, участвуют в розыгрыше специальных призов компании. В этом виде программ наряду с материальными выгодами для клиента присутствуют и азарт получения приза.

Программы лояльности делятся на два типа по количеству торговых компаний, которые участвуют в системе начисления бонусов по единой схеме. Выделяют индивидуальные и партнерские программы лояльности. В индивидуальных программах лояльности участвует только одна компания. Она выставляет свои правила, и ее система лояльности работает только на ее торговых площадках.

В партнерских программах лояльности участвуют несколько компаний. Бонусы, накопленные клиентом в одной компании, учитываются при обслуживании клиента не только на предприятиях этой компании, но и на всех предприятиях всех компаний-участников проекта.

Программа лояльности для успешной реализации должна иметь следующие составные части:

Современные системы лояльности достаточно громоздкие и имеют сложную архитектуру. Разворачивание системы лояльности с технической точки зрения на крупном предприятии — задача достаточно сложная и дорогая.

Традиционно в розничной торговле для работы с клиентами используются SQL серверные базы данных. К серверу подключатся рабочие места кассиров. Именно на кассе обычно происходят основные операции, связанные с выполнением функций, заложенных бизнес-логикой работы системы лояльности.

Но если магазины сети находятся в разных концах города, то для организации системы необходимо развертывание корпоративной вычислительной сети, объединяющей эти магазины и состоящей из сотен и тысяч рабочих мест кассиров. Существенным ограничением внедрения программ лояльности для физических лиц остается высокая стоимость создания и эксплуатации централизованных корпоративных баз данных клиентов, а иногда и техническая невозможность создания корпоративной вычислительной сети.

В качестве основного инструмента систем лояльности используют пластиковые карты, которые бывают следующих видов:

Эмбоссированные. Данные карты похожи на обыкновенные пластиковые карты. Для идентификации клиента на их поверхности выдавливается идентификационный номер. Номер является уникальным. Именно по этому номеру клиент значится в развернутой системе лояльности.

Магнитные карты. При производстве карты на ее поверхность наносится магнитная полоса, которая служит для идентификации клиента системы лояльности.

Карты со штрих-кодом. Карты данного типа имеют на своей поверхности нанесенный штрих-код. Такой код считывается специальным ридером, но при этом многие штрих-коды также содержат надпись, продублированную цифрами. Штрих-код также является индивидуальным.

До недавнего времени перечисленные типы карт были основным инструментарием разработчиков систем лояльности. Но в настоящее время подобные карты все чаще заменяются картами нового поколения: RFID-картами[ISO/IEC 4909. «Идентификационные карты. Содержание данных 3-й дорожки магнитной полосы».].

Типичная архитектура программного комплекса, обеспечивающего работу индивидуальной системы лояльности, выглядит так, как показано на
рис.
15.2.

Как видно из рисунка, в головном офисе компании существует центральная база данных, где хранится и обрабатывается вся информация о клиентах и их бонусах.

Принципиальная схема партнерской программы лояльности выглядит несколько иначе, она представлена на
рис.
15.3.

Если при использовании карт первых трех типов кассир должен был поднести карту к специальному считывающему устройству, которое считывает код карты и передает его на сервер системы, где идет соответствующая обработка, то с появлением карт нового поколения все выглядит иначе.

RFID-карты представляют собой носители информации нового поколения. Основной особенностью этого вида карт является возможность записи информации в энергонезависимую память карты и последующего чтения. Это позволяет создавать локальные базы данных клиентов непосредственно на RFID-карте.

Существенным недостатком применения других типов карт является сложность обработки данных в реальном времени без существенных для работы кассира задержек, связанных с практически одновременной передачей и централизованной обработкой на сервере запросов со множества рабочих мест кассиров.

Такая задержка обычно крайне негативно отражается на отношении клиента к системе лояльности. Иногда из-за существенных задержек накопленные при текущей покупке бонусы могут быть учтены только при следующем посещении клиентом магазина либо еще позднее.

С ростом количества клиентов, рабочих мест кассиров и торговых площадок сети резко возрастает вероятность сбоев системы, связанных с одновременной передачей по вычислительным сетям и обработкой на сервере колоссальных объемов информации. Сбои же, что очевидно, оказывают весьма негативное влияние не только на имидж системы лояльности,
но и на отношение клиента к торговой площадке в целом.[ISO/IEC 7810. «Идентификационные карты. Физические характеристики».]

Для реализации партнерских программ лояльности компании — участники программы нанимают специальную независимую организацию — оператора программы. Оператор занимается непосредственно программой лояльности каждого из предприятий — участников проекта и координацией этих программ.

Читайте ещё про NFC:  Как настроить часы на айфоне 4

Основным недостатком подобной традиционной организации партнерских программ лояльности является необходимость передавать клиентские базы данных оператору программы.

При этом практика сохранности баз данных в России показывает, что со временем эти базы становятся доступны злоумышленникам, в том числе и конкурентам. Общеизвестны примеры хищения баз данных сотовых операторов и ведомственных служб.

К несомненным преимуществам системы, основанной на использовании RFID-карт, является возможность осуществления ее криптозащиты. Подделать такую карту практически невозможно. Кроме того, в случае участия карты не в индивидуальной, а в партнерской системе лояльности, существует возможность использования так называемой многосекторной RFID-карты.

Как уже говорилось, RFID-карта представляет собой карту со встроенным RFID-чипом. Причем чип может быть достаточно интеллектуальным. На RFID-чипе могут быть созданы независимые сектора данных. Доступ к каждому из секторов может получить только соответствующая компания, при этом остальные сектора будут ей недоступны.

При этом можно выделить сектора, которые будут использоваться совместно всеми компниями-участниками программы. Обычно такие сектора выделяются под хранение данных о самом клиенте независимо от того, клиентом каких компаний он является.
Таким образом RFID-карта позволяет иметь полную информацию о клиенте, необходимую для организации партнерской программы, а также сохранять конфиденциальность информации о клиенте для каждой из компаний-участников.

Работа кассиров с RFID-картами также выглядит гораздо проще. Кассиру необходимо поднести карту к специальному считывающему и записывающему устройству, которое проверяет право доступа кассира к информации, записанной на карту. При подтверждении права доступа разрешенная информация с карты поступает в терминал кассира для отображения и обработки.

Вся необходимая клиенту информация по обслуживанию клиента в рамках принятой системы лояльности выдается клиенту прямо на экран. В этом случае отсутствуют задержки в выдаче рекомендации кассиру, связанные с передачей данных на сервер системы и обратно.

Бонусы при таком подходе можно использовать уже сразу после предъявления карты. Таким образом, покупатель может использовать бонусы, полученные им как от предыдущей, так и от текущей покупки. Подобные возможности существенно повышают эффективность программ лояльности.

Конечно, для ведения мониторинга, финансового и управленческого учета передача информация на сервер необходима, но это может происходить уже без задержки клиента. Фактически такая передача может быть выполнена в конце дня. К тому же сбой в подобных системах не так опасен, ведь информация всегда сохраняется на карточке клиента, а это означает, что восстановить информацию можно будет всегда.

Описанный подход к системам лояльности на основе RFID-технологий позволяет системам перейти к работе с распределенными базами данных, где роль локальных клиентских баз выполняет энергонезависимая память RFID-карт. Для создания систем лояльности с использованием RFID-карт нет необходимости связывать все эти площадки мощными корпоративными вычислительными сетями, что является несомненным преимуществом и приводит к существенной экономии средств.

Таким образом, RFID-карты целесообразны при создании систем лояльности в случаях когда:

Виды rfid меток

RFID метки различают по:

— Дальности считывания

— Типу источника питания

— Типу памяти

— Рабочей частоте

— Возможной конструкции

— Классу защиты

Дальность считывания у RFID меток бывает

•Ближняя(на расстоянии до 20 см)•Средняя (от 20 см до 5 м)•Дальняя (от 5 м до 300 м)

По типу источника питания RFID метки разделяют на:

•Пассивные

Не имеют встроенного источника энергии. Такие метки работают за счет энергии магнитного поля, которое создает RFID считыватель. Преимуществом пассивных меток является относительно недорогая цена и долгий срок службы. К недостаткам можно отнести ограниченность радиуса действия возможностями RFID считывателя.

•Активные

Активные RFID метки обладают собственным источником питания и не зависят от энергии считывателя. По габаритам активная метка крупнее пассивной. Достоинством таких меток является дальность считывания. А к недостаткам относятся более высокая цена и ограниченность срока эксплуатации объемом аккумулятора. После разрядки аккумулятора, активная RFID метка «превращается» в пассивную, так как теряет собственный источник питания.

На некоторых сайтах выделяют еще полупассивные(полуактивные) RFID метки. Это неверно, поскольку принцип работы RFID метки зависит от наличия или отсутствия батареи, а понятия «полубатареи» не существует.

По типу памяти RFID метки делятся на:

•RO (Read Only) — только для чтения. Информация записывается один раз при изготовлении, за счет этого метки невозможно подделать. RO метки используются только для распознавания товаров без возможности записи на носитель.

•WORM (Write Once Read Many) — для однократной записи и многократного считывания. Используя такие метки, можно многократно считывать единожды записанную информацию, но удалить данные с метки нельзя.

•RW (англ. Read and Write) — для многократной записи и чтения. Данные в RW метках могут быть перезаписаны и считаны неограниченное количество раз.

По рабочей частоте RFID:

•Низкочастотные (LF) – такие RFID метки работают на частотах 125-134 кГц. Для них характерны низкие цены и небольшая дальность считывания. Могут применяться для системы контроля и управления доступом, домофонов, чипирования животных.

•Высокочастотные (HF/NFC) – частота 13,56 МГц. Считывают информацию с большего расстояния по сравнению с низкочастотными метками. Относится к среднему ценовому диапазону. Считывание не всегда успешно на большом расстоянии, при высокой влажности и вблизи металла. Высокочастотные RFID метки используются в системах проведения платежей, логистике и для идентификации личности.

•Сверхчастотные (UHF) – частота работы RFID 860-960 МГц. Эти метки относятся к более дорогому ценовому сегменту. Они подходят для считывания с большого расстояния. У них высокая скорость передачи данных. Сверхчастотные RFID метки применяются для маркировки имущества, логистики, складского учета.

По конструкции RFID метки могут представлять собой

•Этикетки – RFID метки для наклеивания на гладкие поверхности. Рассчитана на одноразовое использование. Этикетки применяются для идентификации различных товаров (напр. мебели, инвентаря).

• Корпусные метки на металл – метки, имеющие специальную высокопрочную и противоударную конструкцию. Корпусные метки применяются для маркировки металлических инструментов, газовых баллонов, контейнеров.

•RFID браслеты – удобные для носки RFID метки. Метка вшита в корпус браслета, благодаря чему защищена от влаги, пыли и ударов. Сам браслет может быть выполнен из разных материалов в зависимости от условий эксплуатации.

Читайте ещё про NFC:  Бесконтактная карта Сбербанка: что это и как пользоваться для оплаты

•RFID брелоки– бесконтактные RFID метки в специальном корпусе. Отлично подходят для применения в качестве ключа от домашних или офисных дверей.

•RFID карты –  пластиковые бесконтактные карте. Такие карты широко распространены для применения в пропускных системах, общественном транспорте, в гостиницах и т.д.

• Вшивные RFID метки – при необходимости, такую метку можно вшить в ткань. Таким образом, метка становится «невидимой».

• Специальные RFID метки – такие метки имеют конкретную сферу применения, в соответствии с которой определяется размер, защищенность от внешней среды и конструкция. Специальные метки подходят для сложных условий эксплуатации, например, для емкостей с жидкостью, для вживления RFID чипа под кожу животных.

Также существуют RFID метки в форме монеты или диска, RFID метки с корпусом в форме колбы, высокотемпературные метки.

Кроме того, RFID метки можно выбирать по классу защиты (Первая цифра означает защиту от пыли, вторая – от проникновения воды.)

•IP66 – защита от пыли, а также от непродолжительного воздействия водяных струй.

•IP67 – защита от пыли, а также защита при непродолжительном погружении в воду до 1 м.

•IP68 – защита от пыли, а также при продолжительном погружении в воду на глубину от 1 м и более. Стабильная работа в погруженном состоянии.

•IP69K – высокая степень защиты по европейскому стандарту. Защита от пыли и полная водонепроницаемость.

Глобальный учет и контроль = gtag

Итак, проект GTAG. В его развитии активно участвуют Международная ассоциация товарной нумерации EAN International и Совет по единому коду США и Канады Uniform Code Council, Inc. (UCC) — ведущие организации в области автоматической идентификации. На сегодняшний день базовым стандартом является ISO 15693, который определяет интерфейс между считывателем и меткой.

Сейчас для GTAG выделено три частотных диапазона: традиционный 13,56 МГц, 860-930 МГц и 2,45 ГГц. Заметим, что диапазон 125 кГц для перспективных применений уже не рассматривается ввиду низкой скорости обмена, не обеспечивающей передачу больших количеств информации за малое время.

Вместо абстрактного перечисления возможных областей применения мы сегодня расскажем о некоторых уже реализованных проектах, основанных на RFID метках.

  • Пользователи Итальянской почтовой системы могут ожидать существенных улучшений в скорости и точности доставки корреспонденции благодаря использованию RFID технологии — меток I-Code, которыми маркируют мешки с почтой. При сортировке почты на транспортере все происходит автоматически в реальном времени за счет того, что считывание меток происходит практически мгновенно при любой ориентации мешков, даже если метки расположены внутри мешка с почтой.
    Система, названная FastTrack, является одним из первых крупных проектов в области доставки корреспонденции, основанном на технологии RFID.
  • Новая крупнейшая библиотека Сингапура Woodland, открытая в апреле 2001 года, использует RFID метки для идентификации своего более полумиллионного фонда книг, кассет и CD. Система ELiMS™ (Electronic Library Management System), разработанная компанией ST LogiTrack, позволяет вести on-line учет всех изданий из фонда библиотеки, осуществлять их поиск на стеллажах с использованием ручных считывателей, мгновенно оформлять выдачу и прием изданий, поскольку с использованием технологии RFID можно считывать одновременно до 30 меток в секунду. Одновременно RFID метки служат целям безопасности. Данная система «разрешит» вынести взятые в пользование книги или диски, но не даст вынести другие издания, картины и прочие предметы.
    Более того, автоматизированные пункты сдачи полученной литературы или кассет, расположенные на станциях метро, обеспечивают прием и списание с абонента полученных изданий без захода в библиотеку.
  • RFID метки производят революцию в технологии обработки багажа авиапассажиров. Первая в мире широкомасштабная экспериментальная система такого плана с конца прошлого года испытывается компанией British Airways на рейсах, летающих из Хитроу в Мюнхен и Манчестер.
    Каждое место багажа метится похожей на используемую сегодня бумажной меткой, в которой между слоями бумаги расположен кристалл и антенна RFID метки. Поскольку содержимое метки перепрограммируется по радиоканалу, в нее заносится вся необходимая информация — номер рейса, дата вылета, дополнительная информация о пассажире. При необходимости дополнительная информация (например, при транзитных рейсах) также заносится «на лету». Сортировка багажа на конвейере производится автоматически, что ускоряет процесс и полностью исключает ошибки.
    С учетом ежегодного роста авиаперевозок на 6%, использование новой технологии является единственным решением ускорения процессов и повышения надежности обработки багажа. Кроме того, в целях безопасности полетов, технология RFID, используемая одновременно и в авиабилетах, позволяет за кратчайшее время определить соответствие между прибывшими на борт пассажирами и погруженным в самолет багажом.
  • В апреле текущего года в Германии RFID метками начали оснащать все малые суда. Из 660000 эксплуатирующихся катеров и яхт только 560000 зарегистрированы и застрахованы, остальные 100000 эксплуатируются без регистрации. Старая система регистрации (надпись на борту судна) малонадежна, поскольку может быть легко подделана. Кроме того, она сама по себе не несет информации о состоянии судна, его владельце и так далее.
    Имплантация RFID меток в конструкцию катера или яхты позволяет полиции с помощью ручного считывателя не только идентифицировать судно, но и получить дополнительную информацию о его состоянии и владельце, причем подделка такой метки практически невозможна.
  • Крупнейший германский производитель деревянных дверей фирма Nickel весной этого 2002 года внедрила систему автоматизации процесса производства, складирования и отгрузки продукции, используя метки I-Code. Технические решения разработаны и внедрены фирмой MOBA, специализирующейся в области идентификации.
    До внедрения I-Code в производственном процессе применялись наклейки со штриховым кодом, которые в течение производственного процесса стирались, сдирались, царапались, что приводило к невозможности их использования. Имплантированные на начальной стадии производства в полость двери RFID метки, читающиеся дистанционно, не подвержены этим факторам, и обеспечивают стопроцентную надежность системы автоматизированного управления.
  • Музей изобразительных искусств в Роттердаме, коллекция которого включает полотна Рембрандта, Ренуара, Пикассо и других известных мастеров, в апреле 2002 года ввел систему маркировки всех полотен с помощью меток, основанных на технологии
  • I-Code. При этом сотрудники музея решили несколько проблем сразу:
  • достоверная идентификация произведений искусства, выполненная скрытым методом;
  • защита от краж, поскольку защищенная меткой картина, даже будучи спрятанной, будет обнаружена при попытке выноса;
  • простоту работы с фондом, поскольку отбор нужных картин из запасников, например, для направления на выставки, легко автоматизируется.
Читайте ещё про NFC:  Nfc скидки


Разработку и инсталляцию системы провела фирма HELICON Conservation Support b.v.

Сообщения о все новых и новых применениях RFID технологии в различных крупных проектах появляются регулярно.

Учет добываемого сырья

Бесперебойная работа предприятия — это один из ключевых факторов, который позволяет достичь максимальной прибыли. Длительные простои в работе предприятия связаны с недополучением прибыли, в то же время переработки ведут к тому, что складские запасы компании пополняются, а продаж нет ввиду того, что спрос недостаточно велик.

С экономической точки зрения максимальная прибыль достигается лишь в том случае, когда предприятие работает на максимуме своих возможностей. Это достигается только в том случае, когда руководство предприятия тщательно фиксирует наличие всех комплектующих на складе и делает необходимые расчеты, увязывая их с необходимыми поставками.[3GPP TR 21.905: Vocabulary for 3GPP Specifications.]

Подобные показатели также во многом зависят от того, как поставлена система учета, ведь именно на основе данных складской системы учета формируется видение топ-менеджеров компании. Также крайне важным вопросом для добывающих компаний является учет добываемого сырья.

Предприятия горнодобывающей, металлургической промышленности, заводы по производству стройматериалов и промышленных заготовок используют сырье, вырабатываемое на карьерах и рудниках. На завод такое сырье транспортируется самосвалами или железнодорожными составами.

Задача такого рода позволяет учитывать, например, какое количество руды поступает в производственный цикл. Также необходимо постоянно поддерживать систему в работоспособном состоянии. Это невозможно осуществить без отслеживания каждой единицы подвижного состава или каждого самосвала в отдельности. Именно для решения подобных задач необходимо использовать RFID.

Решения, которые позволяют эффективно выполнять поставленную задачу, как правило, имеют следующую архитектуру. В подвижной состав или грузовой транспорт встраиваются радиометки, а на весовых станциях и промежуточных точках контроля устанавливаются считывающие системы RFID.

При этом используются активные метки с целью увеличения радиуса действия считывателей и преодоления излишних помех. Радиометки для подобных решений, как правило, делают противоударными и снабжают защитными оболочками.[EMV ICC Specification for Payment Systems.]

Благодаря использованию радиочастотной идентификации появляется возможность следить не за загрузкой вагона или самосвала вообще, а за загрузкой данной конкретной транспортной единицы. В результате появляется возможность прогнозировать техническое состояние заводского транспорта, поскольку перегруз — главный фактор, влияющий на выработку технического ресурса транспортного средства.

Уже сейчас активно внедряются радиометки, позволяющие диагностировать износ колес железнодорожных вагонов, т.е. появляется возможность ремонтировать только те машины и вагоны, для которых неполадки спрогнозированы или выявлены автоматически.

Таким образом, системы электронной коммерции в режиме online позволяют собирать информацию о степени загруженности транспортных единиц. В ERP-системах подобные данные можно обработать и фактически рассчитать экономические показатели бизнеса на текущий момент.

Такие возможности позволяют интегрировать системы учета продаж (что сделать достаточно легко ввиду наличия автоматизированных кассовых точек) и системы поставки ресурсов. Иначе говоря, технология RFID позволяет связать воедино все процессы, протекающие в компании, что делает системы электронной коммерции интегрированными и более привязанными к реальному положению дел в компании.

Электронные билеты на спортивные и развлекательные мероприятия

Задача проверки билетов на стадион, на концерт или любое другое массовое мероприятие — достаточно сложная процедура, напрямую связанная в настоящее время с системами электронной коммерции. Если у человека есть действительный билет на мероприятие — доступ разрешен.

Кроме того, по билетам может проводиться проверка того, где покупатель приобрел билет и какова стоимость билета. Задача проверки электронных билетов во многом схожа с теми задачами, которые решаются современными автоматизированными системами контроля доступа.

Для систем контроля доступа во всем мире применяются бесконтактные RFID-карты. Подобные карты обладают уникальным серийным номером, по которому и происходит идентификация. Также на картах нового поколения помимо идентификационного номера может храниться дополнительная персональная информация владельца карты.

Если же говорить о массовых мероприятиях, то достаточно остро встает вопрос о себестоимости билетов. Очевидно, что бесконтактные карты невыгодны ввиду внушительной для такого рода задач стоимости с учетом того, какое огромное количество зрителей, как правило, направляется на спортивное мероприятие.

Смарт-этикетки производятся в несколько стадий. На первом этапе RFID-чип и антенна из алюминия или меди клеятся на тонкую пленку из полиэтилентерефталата (радиометки inlay). Далее пленка с электроникой тега приклеивается уже к внешнему покрытию, и наносится основной клеевой слой.

Технология печати токопроводящими чернилами позволяет печатать антенну RFID-метки специальной краской, содержащей некоторое количество специальных металлов. Качество такой антенны намного ниже, чем у антенны, описанной в предыдущем примере. Но так как RFID-билет не требует большого расстояния считывания, то качество антенны тут некритично.

Электронные билеты на мероприятие не хранят большого объема данных, но требуют защиты от модификации этих данных, чтобы злоумышленник не смог перепрограммировать использованный билет и пойти на другое мероприятие бесплатно.

Разберем, как устроена система электронной коммерции, имеющая в своем составе модуль работы с электронными билетами. Используя турникеты со встроенным модулем, RFID-проверку билетов можно полностью возложить на аппаратуру, при этом охране остается только следить за порядком.

Печать билетов может происходить как централизованно один раз, так и в разных кассах по мере поступления заказов. В любом случае система электронной коммерции имеет в своем составе единую базу данных электронных билетов, где хранится весь доступный пул идентификаторов билетов с привязкой к конкретным местам.

Если билеты печатаются предварительно и потом распространяются, то база данных остается неизменной. В случае разовой печати билетов при каждом запросе от клиента в базу данных напротив идентификатора электронного билета может вноситься информация о времени покупки, личные данные клиента и о терминале, где был напечатан билет.

К данной базе данных обращается программное обеспечение комплекса стадиона, где проходит массовое мероприятие. Как правило, такое ПО выполняет контроль над турникетами и заполнением спортивного сооружения или концертного зала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector